Рисуем лошадь

Мы усвоили, что свет и тень служат для изображения форм, рассмотрели основы цвета и его свойства, а так же научились множеству фишек, которые очень и очень важны при добавлении живости рисунку. Пришло время все наши полученные знания использовать на практике. Мы собираемся нарисовать лошадь, основываясь на одном из моих уроков, поэтому вы легко можете присоединиться, даже не имея никаких навыков рисования животных.

Приготовьте эскиз

Эскиз не является обязательной частью каждого рисунка, и вам, в общем-то, вовсе не обязательно быть художником, чтобы создать хороший рисунок. Но, тем не менее, для упрощения нашей с вами задачи мы нарисуем линейную заготовку. Рисовать в цифровом формате пока не нужно, хотя способность убирать некоторые линии мгновенно может значительно облегчить задачу.

Шаг 1

Во-первых, для нашего животного необходимо выбрать позу. Я выбрала галоп, используя схему из моего урока о рисовании лошадей. Трехмерные позы будут очень полезны, так как мы собираемся добавлять освещение. Если на этой стадии у вас возникли проблемы – не паникуйте, эта статья о рисовании поз должна вам помочь.

Повторюсь – выберите любую позу, которая вам по душе – ваша лошадь может прыгать или спать, и, на самом деле, даже не обязательно, чтобы это была лошадь! Сделайте простой набросок, не старайтесь изобразить идеальные прямые линии, и ему не обязательно быть чрезмерно аккуратным.

Шаг 2

Следующий шаг – это построение форм, или, другими словами, превращение каждой части скелета в упрощенное тело. Представьте, что вы пытаетесь поместить каждую часть тела в некую коробку с резкими гранями. Чем меньше поверхностей у вас выйдет, тем лучше.

Дальнейшее может стать для вас достаточно проблематичным, если вы не владеете хотя бы основными знаниями о перспективе. У меня для вас плохая новость – тут никаких лазеек нет, ибо вы не сможете верно рассчитать направление света, если не построите правильные формы – вам необходимо знать, где находятся все стороны фигуры.

Конечно, вы можете просто догадаться, и это, что называется, талант, но рано или поздно незнание перспективы начнет вас ограничивать. Есть у меня и хорошая новость - перспективу можно понять и выучить, талант не обязателен!

Для начала, вы можете использовать уроки Калин Теодореску, как эти.

  1. Урок 1
  2. Урок 2
  3. Урок 3
  4. Урок 4

Архив

Шаг 3

Пришло время добавить мышцы. 100%-ая точность нам, конечно, не нужна, но следите за тем, чтобы размещать их в правильных местах (то есть на сторонах нашей первоначальной фигуры). Не убираете предыдущие линейные наброски, они нам еще понадобятся.

Шаг 4

Детали обычно добавляют на завершающем этапе работы, но сейчас момент весьма подходящий, чтобы хотя бы найти им место.

Шаг 5

Мы подошли к самой трудной части эскиза. Нам необходимо создать каркас всего тела.

Вам нужно вообразить себя на минутку 3D принтером. Лошадь необходимо разделить на слои, каждый немного отличный по форме от предыдущего. Как будто у вас был цельный параллелепипед, и вы создаете из него фигуру, делая вырезы разной глубины. Линии каркаса легко определяют такую глубину – чем дальше они от стенок параллелепипеда, тем они, собственно, и глубже. В данном случае я немного утрировала фигуру лошади, чтобы эффект был хорошо заметен.
 

Основное затенение

Шаг 1
 
Так как мы хорошо установили форму тела нашей лошади, мы можем начать придание ей цвета. Первый шаг в цифровом рисовании – это создание базы, обтравочной маски для остальных слоев. Она должна быть четкой и темной.

Шаг 2

Следующий шаг – наложение плоских цветов. Как мы знаем из предыдущих статей, это так называемые местные цвета, нетронутые светом. На этот раз я делаю их темнее чтобы создать основу для пространственных преград.
 

Шаг 3

Мы можем использовать пространственные преграды чтобы создать форму слегка освещенную обтекающим светом. Наша цель – осветить каждый пик каждой выпуклости, и оставить щели между ними темными.

Шаг 4

Граница между пиками и расщелинами не должна быть слишком резкой (в конце концов, мы говорим о гладких формах). Слегка сгладьте их, не теряя при этом форм.

Шаг 5

В результате сглаживания так называемых расщелин, некоторые из них могут быть утрачены. Вы можете слегка их подчеркнуть, используя простые линии, чтобы разделить формы. Линии не должны выделяться, и даже напротив, они должны практически сливаться на расстоянии.

Шаг 6

Время расположить прямой свет. Давайте представим, что наш источник света крайне удобно расположен прямо перед лошадью. Наш свет яркий и теплый, соответственно и плоскости, которых он касается, становятся теплей и ярче. Как узнать, каких именно плоскостей касается свет? Вот за этим мы делали наши линейные зарисовки!

Шаг 7

Там, где есть свет, есть и тень. Области, которых не касается прямой свет должны быть темнее и холоднее (так как любой свет на них попадающий образуется из предвиденного мной холодного окружающего света).

Шаг 8

Наша лошадь не должна выглядеть такой «блочной», как использованная нами линейная зарисовка, поэтому нам необходимо сгладить края.

Отраженный свет, зеркальный свет и текстура

Шаг 1

Как и обычно, мы будем использовать небо в качестве источника рассеянного отраженного света. Во-первых, давайте сделаем затененные места намного холоднее.

Шаг 2

Слабый рассеянный свет может влиять на любую часть, не находящуюся под влиянием прямого света.

Шаг 3

Сейчас наша лошадь выглядит достаточно хорошо, но, это лишь до тех пор, пока мы не уберем наш линейный эскиз. Как только мы его убираем, сразу же можно заметить, насколько «пластиковой» выглядит лошадь. Если, конечно, тот эффект, которого мы добивались – что ж, на этом вполне можно остановиться. Но давайте все же посмотрим, что можно сделать, чтобы наша лошадь выглядела более реалистично.

Ощущения пластика возникает от того, что мы использовали невероятно мягкий материал. Свет и тень идеально смешаны, без каких-либо искажений. Вот что нам нужно добавить – некие преграды на поверхности, нарушающие смешивание.

Это, кстати, очень подходящий момент чтобы обозначить кожу. Небольшие складки или «морщины» меж выпуклостями мышц сделают поверхность более реалистичной и менее монотонной. Также, время от времени вы можете местами добавлять новый цвет, пусть даже такой экстремальный как зеленый или красный, - смешавшись с основным цветом, они вовсе не будут заметны, но вместо этого будут казаться новыми оттенками.

Это последний момент, когда вы можете проверить общее диффузное отражение, и исправить его, если необходимо.

Шаг 4

Наша лошадь выглядит очень матовой, как будто она бежит под водой. Давайте добавим немного блеска гриве! Точное расположение зеркального отражения тема, на самом деле, большая и сложная, поэтому, давайте просто предположим что сейчас оно расположено почти перед источником света. Помните, что располагать эти отражения нужно только на блестящих поверхностях, - мягкая морда с зеркальным отражением на ней выглядела бы неожиданно жесткой.

Так как наш материал не глянцевый, а лишь немного блестящий, не используйте мощные полосы теплого белого. Сделайте их нерегулярными, как будто рассеянное отражение нарушается неровностью оболочки.

Шаг 5

Зеркальное отражение на неровной поверхности никогда не будет выглядеть очень резко, и, обычно, рассеивается оно очень красиво. Давайте используем этот эффект, чтобы создать контраст между светом и тенью.

Предупреждение: если на деле материал влажный или маслянистый, такого рассеивания не будет.
 

Шаг 6

Давайте добавим более сильный отраженный свет в теневые зоны дабы сбалансировать обе стороны. Помните – отраженный свет не может быть более ярким, чем освещенная область и не может ее даже касаться!

Шаг 7

Когда вы считаете, что затенение закончено, можете углубиться в детали. Этот урок не о рисовании волос, но я могу дать вам несколько советов, касающихся затенения.

  1. Не используйте черный в качестве основного цвета для черных волос, иначе вы не сможете создать на них никаких теней. Используйте темный оранжевый (коричневый) для создания теплого оттенка черного и темный синий/фиолетовый для холодного черного;
     
  2. Как и со всем, не старайтесь слишком вдаваться в детали. Основа должна лишь показать верное направление, и слишком много деталей (отдельные волоски, например) будут только помехой последующему затенению;
     
  3. Зеркальное отражение выглядит исключительно хорошо на волосах, но это не значит что располагать его нужно везде и всюду. Натуральные волосы редко бывают блестящими, и эффект выйдет даже лучше, если вы сделаете их полностью матовыми;
     
  4. Не пытайтесь затенить каждый волос! Фокусируйтесь на прядях целиком. Уровень детализированности должен быть равномерным во всем рисунке, и если вы прорисуете каждый волосок на гриве, придется также прорисовывать их и на шкуре!

Шаг 8

Иногда, после завершения затенения и добавления всех деталей, мы можем заметить некоторые ошибки, которых не замечали ранее. Происходит это потому, что теперь мы воспринимаем весь рисунок полностью, и нам более не приходится игнорировать некоторые недоработанные части как раньше. Поэтому, сейчас самое время для внесения последних корректив.

Очень важно не тратить на это слишком много времени, ибо рисунок не может быть на 100% завершен, и иногда внесение слишком многих корректив только испортит его. Сделайте перерыв, выпейте чашечку кофе и посмотрите, как рисунок выглядит на расстоянии.

Сделайте контрольную проверку. Проверьте, не перекрывает ли отраженный свет свет прямой, и правильно ли размещены все тени. Как вы можете видеть, вся лошадь правильно освещена, отсутствует  чрезмерный контраст и выжженные тени.

Как мы могли заметить из предыдущих уроков, фон очень важен для корректного затенения. Например, у моей лошади, бегущей через некое белое пространство, должно быть его яркое отражение на нижней части тела. Тем не менее, пока это просто презентация и мы предполагаем, что лошадь вырезана из какой-то другой среды – все в порядке.